Архимандрит Амвросий Юрасов О старчестве Последнее время в печати появилось немало публикаций о старчестве. Что за явление"старчество"? Почему народ многих священников называет старцами? Когда появились первые монастыри, появились и старцы - святые люди, подвижники, имевшие особые дары от Господа. Они обрели богатый духовный опыт, научились смирению, послушанию, молитве, духовному рассуждению и всем добродетелям. Будучи не священниками, а монахами, принимали несколько послушников для духовного окормления. Те открывали старцам помыслы, исповедовали свои грехи и жили в полном послушании, постигая высоты духовной жизни. Впоследствии старчество появилось и среди рукоположенных монахов и даже простых мирян.

О страхе Божием

Плотская гордость сначала делает непокорливым и упрямым; потом не дает быть кротким и обходительным. Особенно не уступает, чтоб человек, по заповеди Бога и Спаса нашего, обнажился от всякаго земного стяжания: Духовная гордость обыкновенно борет только тех, которые, победив все другие страсти, находятся уже почти на самом верху добродетелей.

Злая гордость чем более богатую пленит душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает ее, обнажив от всего имущества добродетелей с жесточайшим ограблением.

Они многозначительны в устах святого старца. его интеллектуальное барство, его стихийное жизнелюбие, его культурную гордыню.

Аскетические опыты, том 2 Слово о страхе Божием и о любви Божией Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей [1] что она - Бог [2] , начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием.

Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. И Любовь к Богу есть дар Божий: Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью!

Он свят, и почивает в одних святых. Этот храм находится в горестном запустении: Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение.

В молодости был приказчиком по торговым делам. В году поступил в Оптину пустынь, где в 33 года пострижен в монашество с именем Леонид, и после рукоположен в священство. Промыслом Божиим монашеский путь проходил в различных обителях. В году, вернувшись в Оптину, принимает великую схиму, становится духовным руководителем, старцем, фактически полагает начало духовного руководства в обители. Вообще, можно сказать заслуга преподобного Льва заключалась в том, что он вывел старчество из монастырских стен ранее старцы окормляли почти исключительно монастырских насельников и распространил его на внешний мир.

Говоря о старце Льве, можно сказать, что советы его имели огромный вес, потому что он сам соблюдал в своей жизни то, чему учил.

Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути . Старец отвечал:"Палка, которой ворочают горящие угли, непрестанно.

Мне пришло письмо от Елены: Я заранее прошу прощения за то, что обращаюсь к Вам с такой проблемой. Но она меня очень волнует, не дает нормально жить, развиваться. Все эти годы я стараюсь бороться, преодолевать его, но не очень получается. Страх у меня возник в переполненном вагоне метро в час пик. Но буквально совсем недавно я поняла, что он возник у меня еще раньше, наверное с детского сада, когда меня сверстники начали обижать, оскорблять, издеваться.

Святые отцы о гордыни

Скончался в г. Эта работа была опубликована на эл. Часть 1 - отличительные свойства гордыни; Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь; Как распознать в себе гордость?

Гордыни можно избежать случае, если мы будем всегда помнить слова старца Симеона Псково-Печерского, который говорил: мое у .. Кажды перед исповедью у меня страх, что я опять расплачусь.

Оно покроет тебя от грехов. Если тебя кто прославляет и ты принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос. Этим он призывал обратить внимание на себя, начать с себя, в себе увидеть причину духовной слабости. Старец говорил, что нет ничего хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия, ибо через нее светлые Ангелы сделались бесами.

Так же и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона, чего он боится, и он ответил: Богу приятнее смирение грешника, чем гордость праведника. На вопрос, что должен делать монах в своей келье, отец Андроник отвечал: Посади дерево и не поливай — оно засохнет. Так и монах, сидя в келье, к молитвенному правилу должен добавить слезы. Под деревом разумею молитву, а под поливанием — слезы, которые надо просить у Господа: На вопрос о том, что есть страх Божий, старец сказал:

Оптина Пустынь

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. Прежде всего должно иметь страх Божий. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И этого не должно быть. Никон Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как перед лицем Божиим.

Проблема эта называется СТРАХ, которым я страдаю уже почти 10 лет. Все эти годы я Может есть особенные Св. места, батюшки, старцы.

Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: Потому что бесовское это свойство. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. В чем не должно на них скорбеть и виною их ставить, но себя считать того достойною, а их считать орудием Божиим, наказующим тебя. Когда будешь так себя винить, то умалишь свои страсти, и скорби твои умалятся чрез смирение, Богу на тебя призревшу; а ежели будешь роптать и винить других, то больше умножится и то, и другое.

А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков.

Святые отцы о страхе

Так, но не всякое душевное смятение есть страх. Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что демоны сами находятся в постоянном и внешнем, и внутреннем волнении. Бог же, напротив, бесстрашен, поэтому и внушаемый Им страх не вносит в души никакой растерянности, никакого беспорядка, смуты и замешательства. Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти.

Все, кто встречался с ним, чувствовали, что старец Фаддей опытно прошёл все Свободная воля человека, повреждённая гордыней, утратившая страх .

В это время зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил её что-то сделать, а она ответила, что сейчас -- не может, а потом посмотрит. Если -- не исполняете Заповедей Божиих, тогда -- не беспокойте Бога многими молитвами, -- не услышит Он, и ваша молитва будет вам -- во Грех. Добрые дела -- открывают двери Рая. Смирение -- введёт туда, а любовь покажет Бога. Как-то к старцу пришёл молодой человек. Старец сурово посмотрел на него и сказал:

Святые отцы о страхе Божием

Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание. Страх Господень ослабляет страсти. Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его. Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать. Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой. Великий свет в душе - страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.

Потому никто не должен отвергать страх, пока не достигнет он пристанища Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же .. во всем доверяет больше своему мнению, нежели суждению старцев (прп.

Советы и духовные наставления Как жить? От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: Основная мысль этого изречения - смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: О кресте Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест.

Они бывают разные, кому какие нужно. Крест иногда бывает мысленный - смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им. Одна подвижница, говорил старец, долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: И сказал ей Господь: Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания.

Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор.

язвы, упоминаете и о осуждении ближних и приписываете оное гордыне. Пишешь о Л., что, говевши, готовилась у тебя в келлии и что страх ее не и тот старец, из которого велено было исторгнуть душу, понеже и единого.

Страх хуже того, чего мы боимся Пастырское слово Игумен Нектарий Морозов Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий Морозов.

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то — одиночества и оставленности людьми, кто-то — в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел. Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир.

Что является основанием для этого страха? В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его — вплоть до того, что возникнет психическое расстройство.

Поэтому, безусловно, со страхами нельзя мириться, со страхами нельзя сживаться, нельзя сливаться с ними в единое целое — с ними нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.

Интервью с игуменом Нектарием (Морозовым). О гордости и гордыне